Главная страница > Тематические статьи > Организация систем учета отходов

Организация систем учета отходов

Организация эффективного учета отходов. Р.Ф. Валеев, ООО "Эко-Лайн", г. Пермь.
(сокращенная версия статьи опубликована в журнале "Экология производства", №6, 2009г., стр.55-57)

 

 

 

В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – природопользователи) обязаны осуществлять текущий учет образованных, переданных и полученных, использованных и обезвреженных, а также размещенных отходов /1/.

Данное законодательное требование имеет своей целью обеспечение предприятиями полной и достоверной отчетности и расчетов платежей за размещение отходов предприятий, представляемых в настоящее время в Росприроднадзор.

В помощь экологам предприятий предлагается широкий круг программных продуктов различного назначения, в т.ч. и для целей формирования отчетности и расчетов платежей за размещение отходов /2-4/.  Анализ данных программных продуктов, проведенный как по публикациям, так и по реальным программам или их демо-версиям, представленным на сайтах  некоторых разработчиков, показывает, что эти программные продукты базируются на обработке уже сводных данных по обращению с отходами за отчетный период (т.е. предварительно обобщенных вручную данных по видам отходов, целям передачи, поставщикам, потребителям и др. показателям). Таким образом, сохраняется проблема рутинного труда экологов, связанного с обработкой первичных учетных данных, особенно актуальная для крупных предприятий, характеризующихся большим количеством отходов, интенсивным движением по объектам их размещения, поставщиков и потребителей отходов.

В настоящее статье вниманию экологов предприятий предлагается альтернативный подход к организации эффективного текущего производственного учета отходов, базирующийся на обработке не сводных, а именно первичных данных по обращению с отходами на предприятии.    

Однако на пути к организации эффективной (с точки зрения соотношения затрат и функциональности) системы текущего производственного учета отходов стоит немало серьезных проблем.

Так одна из проблем, безусловно, связана с масштабом и административно-функциональной структурой предприятия. Это в первую очередь относится к предприятиям холдингового типа, характеризующимся наличием управляющей компании и многочисленных дочерних предприятий с правом юридического лица, филиалов и/или подразделений без права юридического лица (промплощадок), расположенных на территории различных муниципальных образований и субъектов РФ.

При этом, дочерние предприятия также могут иметь многочисленные производственные подразделения, расположенные как на одной промплощадке, так и на нескольких промплощадках, в свою очередь расположенных на территориях различных муниципальных образований и субъектов РФ.

Между дочерними предприятиями холдинга или производственными подразделениями дочерних или самостоятельных  предприятий могут существовать различные функциональные обязанности в отношении образующихся отходов (например, самостоятельное ответственное обращение со своими отходами на протяжении всего их жизненного цикла вплоть до передачи на место конечного назначения с обязанностью расчета и внесения платежей за их размещение;   наличие в холдинге или на предприятии специализированных подразделений, осуществляющих полный цикл обращения с отходами всего холдинга, дочернего или самостоятельного  предприятия, либо различные промежуточные варианты).

Очевидно, что чем сложнее структура холдинга или предприятия, чем больше у него отходов и промплощадок, тем сложнее организация текущего учета отходов и шире круг задач, стоящих перед производственными службами охраны окружающей среды, а также руководством, контролирующим состояние обращения с отходами в структурных подразделениях холдинга или предприятия. Последнее особенно актуально для тех холдингов или крупных предприятий, где внедряются системы экологического управления в соответствии с положениями международных стандартов серии ИСО 14 000, а значит неизбежно встают задачи текущего контроля, анализа и оценки экологической эффективности не только холдинга (предприятия) в целом, но и каждого его дочернего предприятия, а также отдельных структурных подразделений в его составе.

Следующая проблема в организации производственной системы текущего учета отходов связана со специфической особенностью отходов, отличающей их от выбросов и сбросов, - наличием у отходов жизненного цикла, в рамках которого осуществляется движение отходов. Как показывает практика, после своего образования отход на протяжении своего жизненного цикла может участвовать в следующих перемещениях (операциях):

  • размещаться на временное хранение на той же промплощадке предприятия (объекте негативного воздействия), где был образован;
  • перемещаться с одного места временного хранения на другое в пределах одной и той же промплощадки;
  • размещаться на временное хранение на другой промплощадке предприятия (объекте негативного воздействия, расположенном в другом муниципальном образовании или субъекте РФ);
  • передаваться частично или полностью на использование, обезвреживание или бессрочное хранение или захоронение на свои или чужие объекты.

При этом, передача/прием отходов могут сопровождаться передачей прав собственности, что необходимо учитывать при расчете платежей за размещение отходов.

Следующей проблемой является организация в рамках производственной системы текущего учета отходов своевременного контроля за соблюдением требований к  временному хранению отходов, установленных Постановлением Правительства РФ № 410 от 01.07.2005г,  нарушение которых облагается экологическими платежами:

  • обустройство объектов временного хранения отходов;
  • срок временного хранения отходов, который не должен превышать 3-х лет;
  • соблюдение установленных предельных объемов накопления отходов на промплощадке.

Необходимо отметить, что организация такого контроля значительно осложняется именно движением отходов от источника образования до места конечного назначения через порой многочисленные  промежуточные объекты.

Кроме того, исходя из сложившейся практики лицензирования и лимитирования деятельности по обращению с отходами при расчете платежей за размещение отходов необходимо отслеживать и учитывать срок действия (окончания) лицензии на обращение с опасными отходами и утвержденных уполномоченными природоохранными органами лимитов на размещение отходов.

Следующая группа проблем в организации системы текущего производственного учета отходов связана собственно с отходами, как объектом учета. Здесь можно выделить следующие основные проблемы.

Первая из них связана с недостаточным наполнением Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), в котором до сих пор отсутствует  множество видов отходов, реально образующихся и подлежащих учету и отчетности на предприятиях. Поэтому предприятиям приходится вести текущий учет таких отходов под собственными  производственными наименованиями, а затем представлять их в отчетности  под нормативными наименованиями наиболее близких к ним групп или подгрупп отходов из ФККО.

Следующая  проблема заключается в том, что некоторые отходы, даже представленные в ФККО как самостоятельный вид,  предприятиям приходится учитывать по т.н. подвидам отходов. Это обусловлено сложившейся практикой и расценками на принимаемые на повторное использование или обезвреживание некоторые отходы.

Например,  лом черных металлов, лом алюминия и других цветных металлов принимается заготовительными организациями по множеству сортов, каждый из которых имеет собственную приемо-сдаточную цену. При этом сорта отходов черных и цветных металлов не представлены в ФККО как отдельные виды отходов.

Аналогичный пример можно привести и с отработанными ртутными лампами, цена на обезвреживание которых зависит от типа лампы: ДРЛ, ЛБ и др.

Данное обстоятельство усложняет текущий учет такого рода отходов, тем, что им вынуждены заниматься не только экологи, но и бухгалтерия предприятия, которая отслеживает реализацию отходов в качестве вторичного сырья.

Следующая проблема связана с несоответствием единиц измерения и учета отходов на предприятии единицам измерения этих же отходов в системе государственного учета, в которой, как известно, количество отходов представляется только в тоннах.

Пример: твердые бытовые отходы учитываются в единицах объема (м3), а  отработанные ртутные лампы в штуках, но в отчетности и в расчетах экологических платежей и тот и другой отход представляется в тоннах.

Следующая проблема связана с учетом тех отходов, которые после образования поступают в контейнеры для ТБО и затем «общим чохом» вывозятся на полигон (например: мусор от уборки помещений, уличный смет, списанная спецодежда и спецобувь, множество других отходов, которые образуются в небольших количествах, не собираются заготовителями в качестве вторсырья, но разрешены к размещению на полигонах).

Проблема учета таких отходов заключается в том, что они вывозятся на полигон как один вид отхода – твердые бытовые отходы от предприятий и организаций, и на всю эту смесь отходов полигоном выдается один документ (гасится один талон), в котором указывается общий объем принятого от предприятия ТБО без разделения на отдельные виды отходов. Однако предприятие, в период отчетной кампании или сверки экологических платежей, должно представить в природоохранный орган соответствующие первичные оправдательные документы по каждому виду вывезенного на полигон отхода.

Преодоление выше обозначенных и многих других проблем, связанных с организацией эффективного производственного учета отходов, возможно на базе программного продукта (ПП) «Эко-Холдинг», предназначенного для предприятий любого масштаба и структуры, в первую очередь - для холдингов.

Ниже представлены описания основных принципиальных решений в области учета отходов и примеры их реализации в данном программном продукте.

  1. Первоочередным и важнейшим шагом к созданию эффективной производственной системы учета отходов является разработка стандарта предприятия, устанавливающего порядок ведения учета отходов, включая: промплощадки и производственные объекты предприятия, источники образования отходов с перечнями образующихся отходов, методы и текущие единицы их измерения, коэффициенты пересчета в тонны, формы первичных учетных документов, порядок движения информации по обращению с отходами между уполномоченными должностными лицами,  схемы движения отходов в пределах и за пределами холдинга, перечни и обязанности должностных лиц, участвующих в учете отходов, и др.
    Как показывает практический опыт, без разработки подобного документа невозможно обеспечить  полноценный учет и вытекающие из него отчетность и платежи за размещение отходов. В отсутствии организующего документа программные продукты для учета отходов становятся бесполезной игрушкой, которая быстро выходит из употребления, а вся отчетность по-прежнему готовится вручную.
  2. Моделирование реальной производственной административно-функциональной структуры холдинга (предприятия) с помощью виртуальной структуры, отображаемой на экране компьютера и создаваемой с необходимым уровнем детализации силами самого пользователя. Виртуальная структура любого холдинга (предприятия) независимо от его масштаба и количества подразделений (объектов) может включать и отображать все территориально распределенные дочерние предприятия, филиалы и производственные подразделения, а также входящие в их состав производства, цеха, участки, установки (источники образования отходов), объекты использования, обезвреживания или размещения отходов.  При этом, за каждым объектом виртуальной структуры в зависимости от его назначения и в соответствии с проектом нормативов образования отходов или по результатам их инвентаризации закрепляются соответствующие перечни отходов, подлежащих текущему учету, нормативы их образования и лимиты размещения.
    Этот прием, во-первых, дает пользователю ПП «Эко-Холдинг» наглядное визуальное представление о задействованных в производственном учете объектах производственной структуры и отходах, а, во-вторых, позволяет осуществлять контроль, отчетность и расчет платежей как по каждому объекту структуры отдельно, так и по группам объектов, расположенным на территориях разных муниципальных образований и/или субъектов РФ.  Пример отображения на экране компьютера реальной производственной структуры предприятия с помощью виртуальной структуры, создаваемой при настройке программы, представлен на рис.1.
    При этом, в любое время можно добавить вновь появившиеся подразделения, производственные объекты  со своими списками отходов, подлежащих учету, а также любое количество смежников (поставщиков или потребителей отходов).
  3. Моделирование любых реально существующих в жизни схем движения отходов от источников их образования через объекты временного хранения и/или объекты и подразделения холдинга к местам конечного назначения (собственным или внешним объектам использования, обезвреживания или размещения отходов) с помощью т.н. «проводок» отходов. «Проводка» отхода  - зафиксированный в электронной базе данных элементарный акт образования, передачи или приемки отхода со всеми сопутствующими реквизитами (дата, номер документа, цели передачи/приемки отходов) и участниками этого акта (источниками образования, внутренними и внешними поставщиками, потребителями и транспортировщиками отходов).

     


    Рис.1 – Виртуальная структура предприятия

     

    Данный прием позволяет, во-первых, сохранять и отслеживать в компьютерной базе данных полный жизненный цикл отходов в цепочке передач от собственного источника образования или внешнего поставщика до места конечного назначения в границах виртуальной структуры холдинга или до внешнего потребителя отхода за его пределами. Во-вторых, каждая «проводка» фиксирует минимально необходимый объем информации, требующейся как для контроля движения отходов, так и для формирования установленной отчетности и расчетов платежей за размещение отходов. Пример «проводки» отхода «Лампы ртутные ЛБ» к внешнему потребителю представлен на рис. 2.

     


    Рис. 2- Проводка отхода

     

  4. Формирование на основе последовательной по времени совокупности «проводок» отходов т.н. электронного журнала текущего производственного учета отходов.
    Этот прием позволяет фиксировать в электронном виде огромное количество первичных документов по обращению с отходами, образующихся в подразделениях холдинга в процессе текущего учета отходов. Таким образом, электронный журнал становится единой информационной базой данных, отражающей состояние обращения с отходами, как в каждом отдельном подразделении, так и по холдингу в целом. Такая электронная база данных, во-первых, позволяет программными средствами легко формировать оперативные справки и сводки о состоянии обращения с отходами по любому подразделению, объекту, отходу, внешнему поставщику или потребителю отходов, что крайне важно с точки зрения обеспечения эффективного экологического управления на предприятии. Во-вторых, такого рода электронный журнал обеспечивает достоверность отчетности по обращению с отходами и расчетов платежей за их размещение, поскольку они выполняются на основе электронных копий реальных первичных документов, наличие которых, в свою очередь, обязательно проверяется уполномоченными природоохранными органами при проверке отчетности и сверке платежей за размещение отходов. Пример реализации электронного журнала текущего учета отходов на основе ПП «Эко-Холдинг» представлен на рис.3.

     


    Рис. 3 – Электронный Журнал текущего учета отходов

     

  5. Распределение лимитов на размещение отходов и предельных объемов накопления отходов на промплощадке, устанавливаемых для вида отхода в целом, между всеми объектами размещения или временного хранения отходов, на которых эти отходы реально размещаются.
    Это позволяет рассчитывать платежи за размещение отходов для любого количества объектов размещения (в т.ч. и временного хранения), на которых одновременно находится один и тот же отход.
  6. Учет временного разрыва в действии лимитов на размещение отходов при окончании и последующем возобновлении спустя какое-то время срока действия лицензии на обращение с опасными отходами и/или установлении новых лимитов на их размещение.
    Это позволяет автоматически рассчитывать платежи в подобных ситуациях, часто случающихся на предприятиях.
  7. Возможность организации для целей учета отходов любого множества новых видов отходов, отсутствующих в настоящее время в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), но реально образующихся на многих предприятиях. Например, в ФККО есть группа 9710000000000 «Медицинские отходы», в которой нет ни одного конкретного вида медицинских отходов. При этом, в реальной практике в лечебно-профилактических учреждениях или здравпунктах крупных предприятий образуются и, следовательно, должны учитываться такие виды медицинских отходов, как шприцы, перевязочные материалы, медицинский одноразовый инструмент, твердые операционные отходы и т.д., с которыми, при этом, осуществляются самые разные способы обращения (от использования/обезвреживания до захоронения).
    Данный прием, во-первых, позволяет дифференцировать расчет платежей с учетом вида обращения с данным отходом (например, рассчитывать платежи за размещаемые на полигоне отходы, но не начислять платежи за обезвреживаемые отходы). Во-вторых, это позволяет автоматически выводить в отчетность по обращению с отходами сведения об отсутствующих в ФККО отходах под нормативными кодами и наименованиями групп ФККО, в которые они попадают, с сохранением (в скобках) их ненормативных наименований. И, наконец, данный прием, с точки зрения формирования полноценных кадастров отходов, позволяет сохранить в сфере государственного учета все виды отходов, фактически находившиеся на учете в субъектах РФ до выхода ФККО и безболезненно вводить их в структуру ФККО после каждого его дополнения (которого, кстати, не было уже с 2003 года!).
  8. Возможность организации для целей раздельного учета отходов любого множества т.н. подвидов отходов, которые образуют тот или иной нормативный вид отхода из Федерального классификационного каталога отходов. Например, в ФККО есть вид отхода 3533010013011 «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак». В реальной практике этот вид отхода разделяется по меньшей мере на два подвида: лампы люминесцентные типа ЛБ и лампы люминесцентные типа ДРЛ, каждый из которых имеет свою приемо/сдаточную цену на обезвреживание в специализированных предприятиях. Тоже самое относится и ко многим другим видам отходов, например, к лому черных металлов несортированному, из которого при его сдаче в заготовительные организации в целях обеспечения максимальной выручки приходится выделять различные сорта (подвиды) черных металлов, также отличающиеся своей приемо/сдаточной ценой.
    Данный прием с одной стороны, позволяет считать текущие затраты на обезвреживание отходов, относящихся к одному виду, но имеющих различную стоимость обезвреживания (ртутные лампы ЛБ и ДРЛ). С другой стороны, это позволяет считать текущую выручку от реализации вторичного сырья из отходов, относящихся к одному виду, но имеющих в своем составе сорта (подвиды) с различной приемо-сдаточной ценой (различные сорта лома черных металлов, алюминия и меди). При этом в отчетность и в формы расчета платежей все эти подвиды отходов автоматически попадают строго в соответствии с нормативными кодами и наименованиями видов отходов по ФККО.
  9. Возможность независимого и самостоятельного формирования многочисленных локальных баз данных по обращению с отходами в удаленных от центрального офиса подразделениях и их последующее объединение в единую центральную базу данных холдинга.
    Данное решение позволяет контролировать состояние обращения с отходами в любых отдаленных подразделениях холдинга, которые физически не входят в единую корпоративную компьютерную сеть. При этом, локальные базы данных могут передаваться на объединение в центральный офис по электронной почте с любой регулярностью, установленной стандартом предприятия по организации и ведению текущего производственного учета отходов.

В заключение стоит добавить, что ПП «Эко-Холдинг» позволяет рассчитывать платежи, формировать отчетность и различные текущие сводки и справки как по всему предприятию (холдингу) в целом, так и по любому его территориально-удаленному подразделению, отраженному в виртуальной административно-производственной структуре предприятия.  При этом, в сетевой версии программы для разных пользователей могут устанавливаться разные права доступа к формируемым базам данных по обращению с отходами:

- полный доступ с правом ведения и корректировки баз данных для уполномоченных должностных лиц,

- доступ на просмотр и выборки информации из баз данных для остальных.

И в заключении хотелось бы отметить еще один важный момент, связанный с грядущими принципиальными переменами в отечественной системе нормирования в области охраны окружающей среды. Как следует из многочисленных публикаций, в течение ближайших нескольких лет в России будет внедряться давно проверенная в промышленно развитых странах Европы и Америки система технологического нормирования, основанная на удельных показателях образования выбросов, сбросов и отходов, присущих т.н. наилучшим доступным технологиям.

При этом индивидуальные технологические нормативы и производственные программы их поэтапного достижения будут устанавливаться для отечественных предприятий на основе тщательного анализа данных о реальных уровнях образования выбросов, сбросов и отходов по всем наиболее «грязным» (или - экологически неблагополучным?) технологическим процессам и/или производствам. И в этом деле уже никак не обойтись без создания эффективных производственных систем именно первичного учета всех видов негативного воздействия по каждому их производственному (технологическому) источнику. И чем раньше будут созданы такие системы, чем больше объективных данных будет собрано и проанализировано руководством предприятия, тем объективнее будут установлены новые технологические природоохранные нормативы, тем реальнее и эффективнее будут производственные программы их достижения и тем меньше будут будущие экономические потери и риски, связанные с использованием новых технологических нормативов.

Литература.

1. Д.Н. Афанасьев, ЗАО «ЭКОГАРАНТ». «Помощь экологу: обзор специализированных программ». Журнал «Экология производства», №6, 2010 г., стр. 90-96, г. Москва.

2. Д.Н. Афанасьев, ЗАО «ЭКОГАРАНТ». «Как грамотно выбрать программу для работы». Журнал «Экология производства», №8, 2010 г., стр. 55-59. г. Москва.

3. «Внедрение программного обеспечения в экологических службах предприятий». Е.Л. Садохина, канд. техн. наук, А.М. Пичугин, ООО «КомЭко». Журнал «Экология производства», №12, 2010 г., стр. 55-59. г. Москва.

4. «О состоянии и мерах по улучшению экологической безопасности». Журнал «Экология производства», №12, 2009 г., стр. 3-7. г. Москва.

5. «О реформировании системы охраны окружающей среды». Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации. Журнал «Экология производства», №7, 2010 г., стр. 3-6. г. Москва.

6. «Реформирование законодательства в сфере охраны окружающей среды Российской Федерации». Доклад Министра природных ресурсов и экологии РФ Ю.П. Трутнева. Журнал «Экология производства», №7, 2010 г., стр. 7-15. г. Москва.

7. «Системные решения в природопользовании и экологии». Доклад Министра природных ресурсов и экологии РФ Ю.П. Трутнева в государственной думе РФ. Журнал «Экология производства», №1, 2011 г., стр. 5-9. г. Москва.