Главная страница > Тематические статьи > Расчет платежей за размещение отходов

Расчет платежей за размещение отходов

Уже четыре года действует приказ Ростехнадзора от 27.03.2008г № 182  «Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Однако до сих пор остаются проблемы в расчете платежей за размещение отходов производства и потребления (далее – отходы) в соответствии с требованиями раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» упомянутого Порядка.

Однако прежде чем приступить к обсуждению конкретных примеров, стоит еще раз остановиться  на некоторых  принципиальных моментах, связанных с представлением  результатов расчета платежей за размещение отходов, вытекающих из анализа Постановления Правительства РФ от 01.07.2005г  № 410 и приказа Ростехнадзора от 27.03.2008г № 182.

Так,  объектами размещения отходов, для которых рассчитываются и представляются платежи за размещение отходов, являются:

  • места  временного (до 3-х лет) хранения отходов,
  • объекты бессрочного (свыше 3-х) лет хранения отходов (например, золо,-шлакоотвалы, шламонакопители, хвостохранилища и т.п.),
  • объекты захоронения отходов (свалки, полигоны).

При этом, во-первых, расчеты платежей представляются отдельно по каждой территориально обособленной промплощадке предприятия (холдинга).

Во-вторых, расчеты платежей представляются отдельной формой по каждому собственному объекту размещения отходов, независимо от того, где он расположен (на территории объекта негативного воздействия или за его пределами), а также по каждому «чужому» объекту размещения  отходов, на которые передаются отходы.

В-третьих, алгоритм расчета платежей за размещение отходов зависит от типа объекта размещения и его местонахождения. Если объектом размещения отхода является объект временного хранения (т.е. промплощадка), то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г № 410 расчет платежей осуществляется в следующих случаях:

  • за временное хранение отходов на не обустроенных объектах,
  • за превышение установленного 3-х летнего срока временного хранения отходов,
  • при отсутствии  установленного предельного объема накопления отходов на объекте временного хранения,
  • при превышении установленного предельного объема накопления отходов на объекте временного хранения.

Иначе говоря, если объект временного хранения обустроен, установленный срок временного (до 3-х лет) хранения не превышен и не превышен установленный предельный объем накопления отходов, то платеж за размещение отходов на объектах временного хранения рассчитывается с использованием коэффициента 0, т.е. весь расчет «обнуляется» и платежи не начисляются.

Если объектом размещения отходов является:

  • объект бессрочного (свыше 3-х) лет хранения отходов,
  • или объект захоронения отходов,

то платеж начисляется за любое количество отходов, размещенных на данных объектах, как в пределах, так и сверх установленных лимитов, а также при их отсутствии.

С учетом изложенного выше следует вывод: проблемы с заполнением таблицы платежей связаны с тем, что единый Порядок расчета платежей и одна форма представления результатов этого расчета применяются к двум принципиально разным по своим свойствам объектам размещения отходов:

  • объекты бессрочного хранения и захоронения отходов, на которых возможно только накопление отходов с однократным начислением платежей за каждую размещенную тонну отхода,
  • и промплощадки, на которых непрерывно «кипит жизнь»; отходы приходят и уходят, а потому платежи могут начисляться каждый раз, когда превышается предельный объем накопления отходов в местах их временного хранения.

Детально проблемы расчета и представления платежей за размещение отходов рассмотрены в авторской статье «Расчеты и просчеты в платежах за размещение отходов», опубликованной в журнале «Экология производства» №№ 5 и 6 за 2010 год. 

В заключение необходимо отметить, что использование разработанной нами программы «Эко-Холдинг» для целей текущего производственного учета отходов на предприятиях (холдингах) позволяет снять все эти проблемы.

Примечание:

Для практической реализации расчета платежей за нарушение условий временного хранения отходов необходим еще один нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок этого расчета