Главная страница > Тематические статьи > Расчеты и просчеты в платежах за размещение отходов (начало)

Расчеты и просчеты в платежах за размещение отходов (начало)

Расчеты и просчеты в платежах за размещение отходов (начало).
Р.Ф. Валеев, В.Д. Бузмаков; ООО "Эко-Лайн" г. Пермь
(журнал "Экология производства", №5, 2010г., стр. 33-36)

 

 

Часть 1. Общие положения

Уже два года действует приказ Ростехнадзора от 27.03.2008г № 182  «Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».  Казалось бы,  уже  все и во всём должны были разобраться и договориться в части расчетов и представления платежей за размещение отходов производства и потребления (далее – отходы) в соответствии с требованиями раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» упомянутого Порядка.

Однако общение с экологами предприятий из разных регионов России, нет-нет, да и преподносит неожиданные сюрпризы, видимо отражающие региональную специфику заполнения таблицы расчета платежей за размещение отходов.  Не меньший интерес вызывает и знакомство с некоторыми прикладными программами для расчета платежей за размещение отходов, находящимися в обращении в разных регионах.

Таким образом, целью настоящей публикации является  попытка еще раз обсудить отдельные неочевидные моменты в заполнении таблицы расчета платежей за размещение отходов, а может быть, с помощью читателей разобраться в некоторых собственных заблуждениях. 

Однако прежде чем приступить к обсуждению конкретных примеров, стоит еще раз остановиться  на некоторых  принципиальных моментах, связанных с представлением  результатов расчета платежей за размещение отходов, вытекающих из анализа действующей нормативной документации.

Во-первых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г  № 410 и приказом Ростехнадзора от 27.03.2008г № 182 объектами размещения отходов, для которых рассчитываются и представляются платежи за размещение отходов, являются:

  • места  временного (до 3-х лет) хранения отходов,
  • объекты бессрочного (свыше 3-х) лет хранения отходов (например, золо,-шлакоотвалы, шламонакопители, хвостохранилища и т.п.),
  • объекты захоронения отходов (свалки, полигоны).

Поскольку на предприятиях, как правило, имеется много отдельных мест временного хранения отходов, в целях облегчения расчетов и представления платежей, на практике рассматривается не каждое отдельное место временного хранения отходов, а их совокупность, которую будем называть промплощадкой. Понятно, что любая промплощадка всегда расположена в пределах того или иного объекта негативного воздействия (см. «Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утв. приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г № 867).  Следовательно, сколько у предприятия имеется этих самых территориально обособленных объектов негативного воздействия (а с ними и промплощадок), столько и надо представлять расчетов платежей по форме раздела 4 упомянутого Порядка.

Во-вторых, отдельные расчеты представляются по собственным объектам бессрочного хранения и/или захоронения отходов, независимо от того, где они расположены (на территории объекта негативного воздействия или за его пределами, например, на специально выделенной территории). Не забудем и о том, что расчет платежей также представляется отдельно для каждого «чужого» объекта бессрочного хранения или захоронения  отходов, на которые передаются отходы.

Необходимость раздельного представления расчетов платежей для разных  объектов размещения  следует из того, что действующим Порядком для каждого объекта размещения требуется указывать его характеристику, включающую:

  • регистрационный номер объекта негативного воздействия (ОНВ),
  • наименование ОНВ,
  • адрес фактического местонахождения ОНВ,
  • характеристика объекта размещения отходов (находится в пределах или за пределами промышленной зоны ОНВ, является или не является специализированным полигоном или промплощадкой).

Понятно, что для двух и более (одинаковых или разных) объектов размещения привести эти сведения в одной форме невозможно.

В-третьих, алгоритм расчета платежей за размещение отходов зависит от типа объекта размещения и его местонахождения. Если объектом размещения отхода является объект временного хранения (т.е. промплощадка), то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г № 410 расчет платежей осуществляется в следующих случаях:

  • за временное хранение отходов на не обустроенных объектах,
  • за превышение установленного 3-х летнего срока временного хранения отходов,
  • при отсутствии  установленного предельного объема накопления отходов на объекте временного хранения,
  • при превышении установленного предельного объема накопления отходов на объекте временного хранения.

Иначе говоря, если объект временного хранения обустроен, установленный срок временного (до 3-х лет) хранения не превышен и не превышен установленный предельный объем накопления отходов, то платеж за размещение отходов на объектах временного хранения рассчитывается с использованием коэффициента 0, т.е. весь расчет «обнуляется» и платежи не начисляются.

Если объектом размещения отходов является:

  • объект бессрочного (свыше 3-х) лет хранения отходов,
  • или объект захоронения отходов,

то платеж начисляется за любое количество отходов, размещенных на данных объектах, как в пределах, так и сверх установленных лимитов, а также при их отсутствии.

В данной статье мы не будем рассматривать порядок применения понижающего коэффициента 0.3 при расчетах платежей за размещение отходов на всех указанных выше типах объектов размещения с учетом их местонахождения, поскольку это тема отдельного разговора. Поговорим о том, как сегодня с точки зрения формальной логики должна определяться база для начисления платежей за размещение отходов, т.е. то количество отхода, которое должно быть отражено в гр. 15 таблицы расчета платежей раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», а также о некоторых других особенностях этой таблицы.

Для наглядности, «поверять алгеброй гармонию» существующего порядка расчета платежей будем на конкретных примерах размещения отходов, которые, возможно, кому-то покажутся надуманными или очень частными. Однако они имеют место быть в реальной практике и именно на таких частностях и «ломаются» многие теоретические схемы.

Итак, обратимся к разделу 4 «Размещение отходов производства и потребления» «Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. приказа Ростехнадзора от 27.03.2008г № 182). В соответствии с данным Порядком база (т.е. количество размещенного отхода) для расчета платежей определяется путем алгебраического сложения накопительных и расходных этапов обращения с отходами в отчетном периоде (квартале), а именно:

гр.9 «образовалось в отчетном периоде» + гр.10 «поступило в отчетном периоде с переходом права собственности, а также на конечное размещение» – гр.11 «использовано (утилизировано)  в отчетном периоде, в т.ч. с привлечением сторонних организаций» – гр.12 «обезврежено в отчетном периоде, в т.ч. с привлечением сторонних организаций» – гр.13 «передано другим организациям с переходом права собственности» – гр. 14 «передано другим организациям для конечного размещения» = гр. 15 «размещено в отчетном периоде».

В этом простом «около математическом» выражении:

Графы 9 и 10 – это накопительные этапы обращения с отходами,

Графы 11, 12, 13 и 14 – это расходные этапы обращения с отходами,

Графа 15 – остаток (или количество) отхода на объекте размещения, который и является базой для начисления платежей за размещение отходов.

В представленных ниже примерах мы будем рассматривать только взаимосвязь и порядок заполнения граф с 7 по 18, сам же расчет платежей и лимиты (предельные объемы накопления отходов), оставим за рамками нашего разговора, поскольку рассчитать платеж при правильно определенной базе с учетом лимитов (предельных объемов накопления) уже несложно.

Рассмотрим следующий пример.

Допустим, что некое предприятие по производству пиломатериалов производит и самостоятельно перерабатывает древесные опилки на собственной установке. Кроме того, при случае оно принимает древесные опилки от других предприятий также с целью переработки. При этом все образующиеся в собственном производстве и поступающие от других организаций опилки сразу направляются на объект переработки.

В данном примере образующиеся и поступающие в отчетном периоде отходы не хранятся и не накапливаются на промплощадке и, следовательно, не должны попасть в расчет платежей (т.е. в графе 15 должен стоять «0»). Проверим, так ли это, путем мысленного заполнения таблицы расчета платежей (сомневающиеся читатели могут это сделать на бумаге).

В этом случае все образованные (например, 15 тонн) и все поступившие (например, 5 тонн) в отчетном периоде (квартале) отходы должно быть отражены в соответствующих накопительных графах таблицы платежей:

  • в гр. 9 «Образовалось в отчетном периоде» - 15 тонн,
  • в графе 10 «Поступило в отчетном периоде» - 5 тонн.

Поскольку все эти отходы были переработаны в том же отчетном периоде (квартале), то в графу 11 «Использовано (утилизировано)  в отчетном периоде, в т.ч. с привлечением сторонних организаций»  вносим 20 тонн.

В результате в гр. 15 «Размещено в отчетном периоде» получаем «0» (20 тонн – 20 тонн = 0), означающий, что все поступившие отходы использованы и на промплощадке предприятия ничего не осталось (т.е. не размещено). Платеж равен нулю.

Вывод: таблица платежей сработала, расчет получился правильный. Но делать окончательные выводы еще рано. В качестве разминки мы рассмотрели пример, идеально вписывающийся в идеологию этой формы. Во второй части данной статьи мы рассмотрим другой пример для этого же предприятия, но с измененными исходными данными. И тут же столкнемся с отдельными неочевидными нюансами, связанными с правильным заполнением формы.