Главная страница > Тематические статьи > Учет. Отчетность. Платежи. Программа «Эко-Холдинг» для производственного учета отходов

Учет. Отчетность. Платежи. Программа «Эко-Холдинг» для производственного учета отходов

Р.Ф. Валеев, В.Д. Бузмаков; ООО "Эко-Лайн" г. Пермь

 

 

В настоящей статье вниманию экологов предлагается программный продукт (ПП) «Эко-Холдинг», предназначенный для поддержки текущего производственного учета отходов на  предприятиях любого масштаба и структуры, в первую очередь для  холдингов и специализированных предприятий, занимающихся сбором отходов.  

В данном программном продукте реализованы принципы организации эффективной системы производственного учета отходов, изложенные в статье «Организация эффективного учета» (см. «Экология производства», № 6, 2009 г), основополагающим из которых является следующий:

  • любая отчетность предприятия по обращению с отходами и расчеты платежей за их размещение должны строго соответствовать датированным и идентифицируемым по их составителям (сторонам)  первичным учетным документам, подтверждающим факт передачи/приемки (т.е. движения) отходов.

Именно реализация этого принципа позволила снять все проблемы несоответствия результатов учета, отчетности и расчетов платежей реально существующим первичным  учетным документам.

Следующей особенностью программы является возможность наглядного визуального отображения на экране компьютера реальной производственной структуры предприятия или холдинга (далее – виртуальная структура), включая:

  • все дочерние предприятия, филиалы и подразделения без права юридического лица и все их промплощадки, где бы они не находились;
  • все источники образования отходов (производства, цеха, участки, установки и т.д.), вплоть до отдельного станка, если это необходимо;
  • все объекты использования, обезвреживания и размещения отходов, через которые осуществляется реальное движение отходов;
  • списки отходов по каждому источнику образования, объекту использования, обезвреживания или размещения, с текущим количеством их образования или наличия;
  • всех внешних поставщиков и потребителей отходов со списками и текущими количествами принятых и переданных ими отходов и многое другое.

Так, на рис. 1, на примере некой организации ООО «Эко-Лайн» показан вид главного окна программы «Движение отходов» после её настройки на структуру организации-пользователя.

Из рисунка видно, что производственная структура ООО «Эко-Лайн» включает, в частности, три территориально-обособленные промплощадки со своими источниками образования отходов (цехами), за которыми закреплены списки образующихся на них видов отходов, подлежащих учету (все совпадения наименований предприятий на представленном примере являются случайными – прим. автора). При этом, количество объектов виртуальной структуры, её конфигурация, а также количество поставщиков и потребителей отходов ничем (в т.ч. размерами экрана) не ограничиваются, а для быстрого поиска в больших списках нужного объекта (отхода) имеется соответствующая  функция.

Окно «Движение отходов» предназначено для:

  • совершения учетных проводок отходов от источников их образования, собственных объектов временного или бессрочного хранения, использования или обезвреживания, а также от внешних поставщиков отходов до любого внутреннего или внешнего объекта в соответствии с оформленными первичными документами (или даже без них, если учет отходов никак не документируется, что, конечно, «не есть хорошо»);
  • автоматического формирования на основе выполненных проводок электронного Журнала текущего учета отходов, который хранит реквизиты первичной учетной документации (номера и даты составления актов, накладных и т.п., цели передачи/приемки и количества отходов,  наименования поставщиков/потребителей и транспортировщиков отходов,  стоимости партий отходов, суммы выручки от реализации и затрат на обезвреживание и размещение отходов и др.) и позволяет, таким образом, мгновенно выдавать любые справки по любому из перечисленных реквизитов или их совокупности, а также легко и быстро проверять отчетность и результаты расчета платежей, если в этом есть необходимость;  

Рис. 1 – Рабочее окно «Движение отходов» с развернутой виртуальной структурой

Примечание: ОНВ -  объект негативного воздействия. ОВХ – совокупность всехОбъектов Временного Хранения отходов, имеющихся на той или иной промплощадке (хотя, при желании, можно отразить в виртуальной структуре каждый объект временного хранения отдельно, сколько бы их ни было).    

  • нормирования источников образования отходов;
  • инвентаризации объектов размещения отходов в целях установления «стартового» количества отходов на объектах на начало отчетного года или корректировки текущего количества отходов на объектах  и др.

Кстати, экологи предприятий, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства могут вообще не формировать виртуальную структуру, а только сформировать списки отходов, подлежащих учету, и списки своих поставщиков и/или потребителей отходов, и этого будет достаточно для начала работы.

На следующем рисунке 2 отображен вид рабочего окна «Проводка отхода». По аналогии с бухгалтерскими проводками материальных средств по разным счетам, с использованием этого окна выполняются проводки отходов между различными объектами виртуальной структуры (от любого поставщика к любому потребителю), моделируя, таким образом, реальное движение отходов. Каждая выполненная проводка автоматически вносится в электронный Журнал, документируя тем самым факт движения отходов. При минимальном навыке и полноценных первичных документах проводка отхода  совершается пользователем программы менее, чем за полминуты, что позволяет сначала накопить первичные документы, например, за неделю, месяц или квартал, а потом внести их в компьютер и сразу сформировать отчетность или рассчитать платежи. При этом, программа разделяет дату составления первичного  документа и дату совершения проводки, что позволяет избегать  ошибок при формировании отчетности и расчетах платежей за размещения отходов «задним числом».

Отчетность по обращению с отходами на основе уже выполненных проводок формируется автоматически  и выводится на экран и печать в окне «Баланс отходов» (см. рис. 3).

В окне «Баланс отходов» обобщаются все данные о движении отходов за любой период времени и по любому подразделению (или за его исключением) или предприятию в целом и проверяется баланс отходов. Нарушение баланса отображается красным индикатором.

Рис. 2 – Окно «Проводка отхода»

Как правило, это означает, что с какого-то объекта временного хранения передали отходов больше, чем их там было в текущем наличии, и, следовательно, надо провести инвентаризацию. Процедура инвентаризации выполняется в окне «Движение отходов» и занимает несколько секунд.   Впрочем, если лень, все корректировки (в том числе удаление или добавление отходов, а также изменение их количества, замена поставщиков и потребителей отходов и др.) можно произвести, не выходя из окна «Баланс отходов». А еще можно просто открыть пустое окно «Баланс отходов» и, не «заморачиваясь» текущим учетом, «с нуля» сформировать вручную необходимую отчетность.

Для экономии места на страницах журнала вторую половину окна «Баланс отходов» можно не показывать, поскольку она вполне предсказуема и отображает наличие (размещение) отходов по каждому собственному объекту размещения на конец выбранного периода времени (дня, недели, месяца, квартала или года).

На следующем рисунке 4 показана первая, наиболее интересная, половина самого «широкого» окна «Платежи за размещение отходов». В графе 1 этого окна по данным текущего учета (т.е. проводок) отображаются внутренние и внешние потребители отходов (являющиеся объектами виртуальной структуры), которые в отчетном периоде получали те или иные отходы с любой целью (например, объекты временного и бессрочного хранения и захоронения отходов, объекты использования и обезвреживания отходов, внешние предприятия). При этом, объекты использования и обезвреживания отходов в расчетах платежей не участвуют, но позволяют экологу понять (или вспомнить), куда, помимо размещения, «ушла» часть переданных отходов. Впрочем, если они мешают анализу, их можно легко удалить из списка без ущерба для расчетов.

Рис. 3 – Первая половина окна «Баланс отходов»

Обратите внимание коллеги: в отличие от действующей формы представления расчетов платежей за размещение отходов по приказу Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182,  отличительной особенностью данного окна является наличие дополнительных граф (№10а и №11а), отражающих количество отходов, соответственно, поступивших в отчетном периоде на объекты временного хранения от внутренних или внешних поставщиков, и переданных в отчетном периоде с объектов временного хранения внутренним или внешним потребителям. Только с учетом этих сведений, отражающих накопление и движение отходов по объектам временного хранения, стало возможным автоматически заполнять форму и рассчитывать платежи за размещение отходов для любых реальных схем их движения (см. статью «Расчеты и просчеты в платежах за размещение отходов» в «Экология производства», №№ 5 и 6 за 2010 г).

Вторую половину окна «Платежи» с результатами расчетов платежей за размещение отходов показывать не имеет смысла, т.к. она соответствует аналогичной половине таблицы расчета платежей за размещение отходов по приказу от 27.03.2008 № 182.

В заключение  кратко перечислим некоторые функциональные возможности ПП «Эко-Холдинг», которые могут быть интересны экологам крупных предприятий и холдингов:

  • возможность организации необходимого количества рабочих мест для целей текущего учета отходов, с передачей данных с рабочих мест в центральную базу данных по корпоративным сетям или, при их отсутствии,  на любых электронных носителях информации (по электронной почте, на дискетах и т.д.);
  • возможность формирования лимитов, отчетности по обращению с отходами  и расчётов платежей за размещение отходов как по каждому подразделению организации (промплощадке, дочернему предприятию и т.д.) отдельно, так и по организации в целом;
  • возможность автоматического расчета платежей за размещение отходов с учетом разрыва в сроках действия (или отсутствия) установленных лимитов на их размещение;

Рис. 4 – Первая половина окна «Платежи за размещение отходов»

  • возможность расчёта текущих затрат на обезвреживание или захоронение отходов по каждой переданной (принятой) партии, а также текущей выручки от реализации в качестве вторичного сырья по каждой переданной или принятой партии отходов;
  • возможность формирования базы данных природоохранных мероприятий организации и базы данных договоров на прием и передачу отходов с предприятиями-смежниками с реквизитами их лицензий на обращение  с отходами;
  • озможность создания и поддержки масштабируемых и многослойных (по разным тематическим слоям)  электронных карт-схем предприятия и его подразделений с нанесенными объектами размещения отходов и иными объектами;
  • возможность самостоятельного создания для целей текущего учета любого количества ненормативных видов отходов (например, марок и сортов отходов черных и цветных металлов, ртутьсодержащих ламп типа ЛБ или ДРЛ и т.д. для раздельного учета выручки и затрат по каждой ненормативной позиции) с последующим автоматическим выводом в отчетность и платежи строго в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
  • возможность «сворачивания» раздельно принимаемых и учитываемых нормативных видов отходов по ФККО в любой ненормативный вид (например, принимаемые от предприятий и социальной сферы различные отходы «свернуть» в два или более ненормативных вида: «отходы социальной сферы»  и «отходы предприятий»), что может быть интересно для специализированных предприятий (например, полигонов);
  • возможность организации на базе ПП «Эко-Холдинг» электронного документооборота между специализированными предприятиями и их многочисленными поставщиками отходов с согласованием видов и количества переданных и принятых отходов и др.

И, напоследок, некоторые, возможно, спорные, мысли «о вкусе и цвете» по части преимуществ и недостатков использования для целей формирования отчетности и расчёта платежей редактора EXCEL и специализированных прикладных программ, вроде ПП «Эко-Холдинг» или иных.

Несомненно, огромными преимуществами  работы с редактором EXCEL являются:

  • экономия денег и абсолютная независимость от любых разработчиков прикладного программного обеспечения, гарантированная бесплатным использованием нелицензионных версий этой программы;
  • большой творческий, т.е. развивающий и увлекающий, момент, связанный с самостоятельной настройкой редактора EXCEL на формирование отчетности и расчет платежей за размещение отходов.

Но, осмелимся заметить, уважаемые экологи, что даже использование этого «всё могущего» табличного редактора не освобождает Вас от необходимости рутинной работы с первичными документами, которые надо сначала рассортировать по датам, поставщикам и потребителям, целям передачи/приемки, суммировать с калькулятором в руке количества по отдельным видам отходов, а только затем внести полученные сводные данные в настроенную таблицу EXCEL, после чего он, конечно, все быстро умножит,  сложит и распечатает.

Это, конечно, нетрудно, если документов несколько десятков. А если их несколько сотен или тысяч? А если где-то совершил ошибку и приходится снова все «перелопачивать», да еще не один раз? Таким образом, становится понятно, что чем сложнее структура предприятия,  чем больше отходов, чем интенсивнее их движение по внутренним и внешним объектам (т.е. больше документооборот), тем менее очевидными становятся преимущества редактора EXCEL и однажды они просто сходят «на нет».

На этом фоне, конечно, существенным недостатком ПП «Эко-Холдинг» является то, что, после первичной настройки на уникальные параметры предприятия, далее он требует просто «тупо» и вовремя вносить в компьютер первичные документы по движению отходов (т.е. совершать незамысловатые проводки), а все остальное он делает сам, напрочь лишая работу эколога творческого элемента! Но его скромным достоинством, при этом, является то обстоятельство, что  высвобожденные таким образом интеллектуальные силы и время можно использовать на другие, более неотложные нужды.    

Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех особенностях ПП «Эко-Холдинг», который воплотил в себе многолетний опыт его разработчиков, приобретенный в рамках исследований по государственным заказам, связанным с разработкой Федеральной системы учета и контроля за обращением с отходами и Государственного кадастра отходов.   Поэтому, мы просто предлагаем попробовать программу в деле!